"Хәзинә" газетасы
Меню сайта
Сәхифә
Яңалыклар [48]
Бәйгедән бәйгегә [11]
Дәрескә [1]
Шигъри гөлбакча [2]
Гармония чувства и слова [1]
К уроку [1]
Статистика

Хәзер сайтта: 1
Кунаклар: 1
Кулланучылар: 0
Төп бит » 2015 » Август » 20 » НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ В.Г.РАСПУТИНА "ЖИВИ И ПОМНИ"
10:37
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ В.Г.РАСПУТИНА "ЖИВИ И ПОМНИ"

 

Лилия ШАВАНОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ "Лицей-интернат №79" 

Цель:

• познакомить учащихся с жизнью и творчеством  писателя - современника В. Распутина;

• способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;

• сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской. В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин. Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который  продолжал традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над содержанием его повести «Живи и помни». Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

- познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина;

- рассмотреть проблемы, поставленные писателем в повести «Живи и помни»;

- сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями II половины XIX века.

К уроку группа «биографов» подготовила сообщения о жизненном и творческом пути писателя, послушаем их внимательно, запишем основные жизненные и творческие вехи писателя, и в конце сообщений попытаемся ответить на вопрос: какова жизненная позиция автора, что сделало его талантливым писателем, и, прежде всего, достойным человеком, гражданином? Недаром Н.А.Некрасов сказал в одном из своих произведений:

А что такое гражданин?/ Отечества достойный сын.

Выступление учащихся.

В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири. Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным.

Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом – у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил в тюрьму и на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Окончив четыре класса в Атланке, Распутин, конечно же, хотел продолжить учебу. Но школа, где были старшие классы, находилась за 50 километров в районном центре. Каждый день не наездишься – надо было жить там одному. Так в 11 лет началась его самостоятельная жизнь, без семьи, без матери. Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать раз в неделю посылала хлеб и картошку, но их всегда не хватало).

Но Распутин учился на совесть. Едва ли он осмеливался пойти в школу с невыученными уроками.  Оценивали его знания только на “отлично”, кроме, разве только французского – не давалось произношение.

Тем не менее были и в эту пору жизни моменты отрадные, и в основном, они связаны с книгой. Писатель вспоминал, как они с приятелем частенько забирались в местную библиотеку, вынимая стекло, и “ воровали” оттуда книги. За лето он так пристрастился к чтению, что, перейдя в 5-й класс, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего, а без книг он уже не мог.

 Об этом времени своего читательского созревания и сложном периоде жизни Распутин поведал в рассказе “Уроки французского”, вышедшем в 1973 году. В аттестате зрелости по окончании школы у Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, который окончил в 1959 году.

(Звучит музыка Эннио Марриконе «Тема любви» из кинофильма «Профессионал»)

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, стал работать журналистом, темы его публикаций были масштабные – строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи.

В 1967 году после публикации повести “Деньги для Марии” Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью, ушел из журналистики.

В 1970 году в журнале “Наш современник” была опубликована его повесть “Последний срок”. Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы – дети своих матерей.

Связь матери с детьми – самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. В этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть “Последний срок” принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

(Звучит музыка Джеймс Ласт  «Andante Aus Simfonia» (Моцарт))

В 1976 г. в новой повести «Прощание с Матерой» рассказывается о затоплении деревень в период строительства ГЭС. 

...Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матера. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни,  для стариков – погибель. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков. В произведениях Распутина все переплетается с тончайшим психологизмом.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. Только начиная с повести «Живи и помни», которая вышла в 1974 году, писатель отходит от нравственно – бытовых проблем и переходит к глубинному осмыслению сложных проблем современности, что определило становление в его творчестве жанра философской повести. 

Главными мерилами поступков героев Распутина остаются добро, честь, совесть, справедливость. Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом в повести “Пожар”, которая вышла в 1985 году. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье.

В последние годы он стал писать мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он всегда был  чрезвычайно требователен к себе. В 1987 году писателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. Хочется назвать последние произведения В.Распутина, это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», «Нежданно – негаданно».

Слово учителя:

 Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив хлеб книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться никакой другой литературой, ни любовными романами, ни дешевыми детективами, над которыми не надо думать - прочитал и все. Произведения Валентина Распутина несут незыблемые, вечные ценности. А при прочтении произведений Распутина приобретаешь только духовный и нравственный багаж.

Валентин Распутин умер 14 марта 2015 года, похоронен в родной ему Сибири, в городе Иркутске.

Мы живём в сложное время: изменился уклад нашей жизни, происходит переоценка ориентиров, не всегда оправданная. Конечно, такие времена в истории России случались. Опыт показывает, что именно в эти времена особенно неопределёнными и зыбкими становятся нравственные представления людей. Общество как бы утрачивает способность чувствовать, «что такое хорошо и что такое плохо». Это опасно, ибо там, где не господствуют «чувства добрые», торжествует зло. К счастью, у нашего народа всегда доставало сил, чтобы преодолеть духовную смуту. Одним из надёжных ориентиров, указывающих путь в мире, где борются добро и зло, всегда была русская литература. И об этом свидетельствуют слова В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов даёт современная литература. Сегодня наш разговор пойдёт о повести В.Г.Распутина «Живи и помни».

В.Г.Распутин – один из крупнейших писателей 20 века, к голосу его прислушиваются многие – от мала до велика.

Вот что рассказал писатель об истории создания своей повести: « Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Распутина коснулось страшное слово – дезертир. То первое, ещё детское, впечатление сложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль – вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зёрнышко сюжета…»

Учитель: Повесть появилась в печати, и вот как о ней и о творчестве писателя сказал А.И.Солженицын: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60 годов, но заметно выделился в 74-м внезапностью темы – дезертирство, до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её».

Вопрос. Согласны ли вы с Солженицыным в том, что дезертирство – главная тема повести или у вас иная точка зрения?

Слово преподавателя – Обратимся непосредственно к содержанию повести В.Распутина “Живи и помни”.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Тот самый длинный день в году Нам выдал общую беду С его безоблачной погодой На всех, на все четыре года

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

 Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

 И на фронт уходила пофронтно.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог не  высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая,философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. ( Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В.Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести?    

Вопрос 2–й: Что представляла из себя семья Гуськовых ?

Вопрос 3–й: Как попала в Атамановку Настена?

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.

А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения. Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

1-й проблемный вопрос: Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?

Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал.

Возможный ответ: Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?

Возможный ответ: …Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова.

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ: Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей. Это чувство особенно она испытала при встрече Максима Вологжина .

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ.

6–й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.

Возможный ответ: Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа.

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?

 Возможный ответ: он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами.

Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по - волчьи”; (показ кадров фильма)

9–й проблемный вопрос: Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир?

Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

-Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”?

Возможный ответ: Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?

Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?

Возможный ответ: Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа.

Слово учителя. Подведем итоги анализа повести и найдем в ней соответствие с произведением 2-й половины XIX века.

Вопрос: Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”?

Возможный ответ: Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку?

Вывод преподавателя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь.

 А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

 

 Выставление оценок.

Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?”

2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

Категория: К уроку | Карап алулар саны: 659 | Өстәде: khazina-redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Барлык калдырылган фикерләр: 0
avatar
Бәйге
Белем җәүһәрләре Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе
Сайтка керү
Эзләү
Календарь
«  Август 2015  »
ДүшСишЧәршПәнҗҖомШимЯкш
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив